Как заставить ребенка учиться

В том, что некоторые дети без особого удовольствия ходят в школу и плохо учатся, отчасти вина самих родителей. Да вот только признаваться в этом большинство из них совсем не хотят. «Это коммуникабельная среда с ее доступной информацией всему вина, детям не нужно читать и думать, информация выложена в готовом виде» — разводят руками и отвечают безутешные родители. Но тогда, как же другая часть ребятишек, которые «грызут науку», как в старые добрые времена? Так как же все-таки заставить ребенка учиться?

Домашнее заданиеНачните с первых дней

Для того чтобы малыш, придя в первый класс начал хорошо учиться, нужно прививать познавательный интерес ко всему новому с рождения. Дети очень любознательны и с малых лет пытаются не просто задать вопрос об интересующем их предмете, но и потрогать его руками, заглянуть внутрь. Именно в детстве дети раскрывают свои таланты и проявляют способности. Часто родители, заранее определившие будущее своего «звездного ребенка», отказываются увидеть задатки математика и усиленно водят малыша на хореографию или в танцевальный кружок. Позвольте детям развиваться всесторонне, это сделает их эрудированными, а родителям поможет предопределить профиль будущей школы. Приучайте детей с младенчества выполнять все правильно и качественно: чистить зубы, держать осанку за столом, а также учиться хорошо.

Не давайте им скучать

Как же все усиленно готовят детей к школе, некоторые «продвинутые» учебные заведения принимают в первый класс только после сдачи вступительных экзаменов. А что потом? Да потом ребенка, который уже практически бегло читает, заставляют учить буквы, писать палочки и кружочки. Многие дети не ленятся, а попросту скучают на уроках. В таких случаях важно давать дополнительную нагрузку, не давайте им скучать, чтобы ребятам было интересно. А в школе: пускай дети отшлифовывает свои знания и умения.

Поощряйте, но не делайте из них зазнаек

Безусловно, хвалить детей нужно – это бесспорный факт. Похвала стимулирует их к работе. Однако делать из обычных ребятишек вундеркиндов – чревато. Ребенок быстро усваивает, что он достаточно умен и развит не по годам: зачем учить уроки и слушать назойливого учителя? Одобряйте учебу детей, но делайте это без излишней напыщенности. Кроме того, очень важно, чтобы ребенок сам рассказал о своих достижениях. Будьте терпеливы и тактичны, спросите: «Чего так светятся твои глазки? А ну-ка расскажи, как твои дела в школе?» Хвалите свое чадо, но будьте объективны к собственным детям, поощряйте, но не делайте из них зазнаек, завышенная самооценка может травмировать их в будущем.

Комплекс неполноценности

Комплекс неполноценности — это тот страшный бич, который вредит ребенку в его начинаниях, отбивает всякую охоту учиться. Дети, у которых нет уверенности в собственных силах, обрекают себя на неудачу, боятся отвечать на уроках, даже если хорошо подготовились к занятиям. Со временем снижается самооценка, еще больше проявляется неуверенность в себе, ребенок напуган и растерян, замкнут в себе. Помогите ребенку избирать правильный способ мышления, настраивайте детей на позитивную перспективу.

Заставлять – это не принуждать и истязать

Безусловно, заставлять учиться нужно, но не стоит применять к детям радикальные меры. Наказание должно быть справедливым и последовательным. Заставить – это не избить и унизить. Такой подход может озлобить ребенка, вызвать отвращение от занятий и травмировать психику. О том, что знания — необходимость нужно объяснять, приводить доводы.

Предлагайте свою помощь

Конечно, нужно приучать детей выполнять домашние задания самостоятельно, но это не значит, что дети должны бояться попросить о помощи своих родителей. Если у ребенка возникли трудности, предлагайте свою помощь ненавязчиво, корректно, чтобы не обидеть и не унизить. Дети очень ранимы и от слов «какой же ты тупой» навсегда откажутся от ваших услуг. «Очевидно, задание было очень трудным, давай попробуем разобраться вместе». Помните, это очень важно показать, что ребенку просто нужна помощь, а не показать, что он не в состоянии сделать уроки самостоятельно.

Плохая учеба детей – не повод винить их во всех бедах

Помните, дети живут и учатся не для родителей, вовсе не для того, чтобы сделать пап и мам счастливыми и несчастными. Не нужно обвинять ребенка в том, что из-за его плохих отметок мама попала в больницу или папа потерял работу. Такие обвинения опасны. Хорошо, если хорошая отметка в школе и мамино выздоровление совпадут во времени, а если нет? Совесть и сочувствие могут развить чувство вины и вызвать нервный срыв, если очередная двойка «усугубит» болезнь близкого человека. Это бремя не под силу детям, отнимают силы, которые они могут потратить на учебу.

Рыночные отношения в учебе

Дети панически бояться бедности, поэтому они часто заботятся совсем не детскими проблемами. Для некоторых детей предвыборная компания куда важнее учебы в школе. Взрослые при детях говорят о том, что если папа потеряет работу, никакие пятерки не помогут во время вступительных экзаменов. Ну, посудите сами, какая после этого учеба? Кроме того, важно объяснить ребенку, что за деньги можно купить корочку, но не знания, а от количества документов не появится профессионализм. Плохая отметка – маленькая неприятность, которую всегда можно исправить. Объясните детям, что списывая, договариваясь об исправлении отметки без пересдачи, человек теряет главное – знания. Рыночные отношения в школе не стимулируют к учебе.

Заставить ребенка учиться можно и даже нужно, важно не переусердствовать, чтобы не отбить у детей охоту к знаниям в принципе. Но оставлять не желание учиться без внимания нельзя, детская неосознанность в необходимости основ знаний тормозит их развитие, становится непреодолимым препятствием в достижении намеченных целей.

Надежда Ульянич