Как воспитывать средних детей

По нынешним меркам трехдетную семью считают почти многодетной. У средних детей складывается сложная иерархия отношений: «сверху» ими пытается руководить старший, а «снизу» заявляет о своих правах и требует внимания младший. С другой стороны, середину недаром называют золотой.

Как воспитывать средних детейСредний ребенок никогда не был старшим. Поэтому родители не предъявляют к нему чрезмерно строгие требования и столь бдительно контролируют каждый шаг. Характер среднего ребенка складывается под влиянием не только родителей, но и старшего брата или сестры, а необходимость заботиться самом младшем члене семьи предохраняет от развития эгоизма. У среднего ребенка с появлением в семье еще одного члена семьи происходит естественный переход к осознанию, что он уже взрослый, что повышает его самооценку, но вместе с этим он теряет свое привилегированное положение в семье. Средний ребенок имеет больше возможностей, чем старший или младший, жить так, как нравится ему самому. Такие дети чаще бывают спокойными и добродушными, они могут помирить старших детей с младшими, урегулировать и уладить разногласия. Они вырастают самыми независимыми от семьи и посторонние люди могут иметь на них сильное влияние.

Замечено, что ставшие взрослыми средние дети обладают развитыми социальными навыками, хорошо уживаются в коллективе, умеют отлично вести переговоры и ладят в собственной семье.

Каждый из детей имеет свою индивидуальность и в соответствии с ней ведет себя в семье. Он формирует свое отношение к окружающим родным людям, но в детстве только родители могут сделать ребенка счастливым и направить его на путь гармоничных взаимоотношений с родными и миром в целом.

На что необходимо обратить внимание в воспитании среднего ребенка

Если средний ребенок до рождения третьего был слишком заласкан и избалован, он может воспринять появление появление в семье маленького братика или сестрички как своего конкурента. В этом случае он будет пытаться вернуть утраченные привилегированные позиции: плакать по любому поводу, требовать соску, обращать на себя внимание всеми правдами и неправдами. Таким способом он желает обратить на себя внимание родителей и продемонстрировать, что он тоже беспомощный малыш. Естественно, что ему это не удается. Следующая стадия — ощущение «середнячка» отвергнутым и обиженным. Его возмущает несправедливость, он начинает добиваться подтверждений родительской любви. Это проявляется в прямых вопросах и попытках забраться на руки к матери, прижаться к ней, обнять. Родителям просто необходимо понимать, какие чувства испытывает их бывший младший и уделить середнячку в это время особенное внимание, чтобы он вновь обрел внутреннее равновесие и уверенность в себе.

Второй вариант поведения ребенка может выглядеть как доказательство им, что он очень хороший: слушает взрослых с полуслова, собирает игрушки, пытается нянчить маленького и т.д. Если родители остаются безучастны и не оценивают его стараний, он приходит к выводу, что его несправедливо обижают и переходит к агрессивному поведению. Ябеды на старшего и младшего, интриги и мелкие пакости – он будет всем этим заниматься изо дня в день. Если такое произошло, значит, родителям необходимо срочно наверстывать упущенное время и исправлять допущенные ошибки. В противном случае негативное поведение может постепенно стать характером среднего ребенка.

Маме и папе придется выработать тонкую и умную политику поведения, взяв в союзники старшего ребенка. Дать почувствовать себя среднему ребенку взрослым, не говоря ему в лоб по десять раз в день, что он уже взрослый, деликатно объяснить ему что вся семья сейчас нуждается в его помощи, тактично приобщить к маминым заботам и делам, даже если он в основном мешает и путается под ногами, найти время для индивидуального общения с ним, — вот высшее искусство родительской любви. А через некоторое время родители обнаружат, что у них действительно появился старательный и заботливый маленький помощник.

Наталья Книжникова